Большинство шотландцев являются крестьянами, поэтому практически все их древние обычаи – это обычаи хлебопашцев и животноводов, трудовая жизнь которых была тесно связана с природой и ее явлениями, урожайностью земли, плодородием скота, сменой времени года, дня и ночи.
У древних кельтов год разделялся на холодный период (после праздника Самхейн) и тёплый (после праздника Белтан). Холодный период начинался у кельтов кельты с момента возвращения скота с пастбищ, а тёплый – с его выгона на пастбище.
Жизненный и трудовой опыт позволил людям понять, что разные периоды сельскохозяйственных работ должны быть согласованы с периодами движения и местонахождением Луны и Солнца. Так начали развиваться и использоваться астрономические знания, ярким примером которых служит всемирно известный кромлех Стоунхендж в Англии и Шотландский Стоунхендж, расположенный близ Сторновэя.
Исследователи пришли к выводу, что в этих загадочных сооружениях оси, проведенные между внешним и центральным монолитом, ведут к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния. Кельтские жрецы друиды совершали в этот день торжественную службу, начинавшуюся с первыми лучами солнца. У кельтов существовала прямая связь календаря и сельскохозяйственных циклов, на что очень наглядно указывают их празднества. Очень почитаемым у древних шотландцев (кельтов) долгое время был Самхейн – праздник нового года и возвращения скота с пастбищ.
1 мая совершался обряд Белтан, когда скот прежде чем выгнать на пастбище, проводили сквозь дым от костров. В первые дни февраля, когда начинали ягниться овцы, отмечался праздник Имболе, а с началом августа — день Лугнаса, на котором совершался обряд для бога Луга, покровительствующего высокому урожаю.
В древних кельтских рукописях этот день считался началом жатвы. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что все даты кельтских праздников свидетельствуют о высоком уровне знаний и правильной разработке календаря этого народа.